А.П.Смольский

 

Экономические аспекты реализации Союзного договора России и Беларуси и возможные последствия для белорусских предприятий

 

Как состояние, так и проблемы реализации Союзного договора Беларуси и России могут быть проанализированы путем сопоставления темпов и характера проведения рыночных реформ, содействующих (или препятствующих) интеграции экономик обеих странах.

Необходимо признать, что различия в моделях и сценариях проведения социально-экономических преобразований России и Беларуси стали причиной несовпадения темпов, масштабов, механизмов реализации реформ и в итоге различного качественного состояния экономик обеих стран.

Россия осуществляет быстрый, шоковый переход к рынку при сознательном ограничении масштабов вмешательства государства в экономику, пренебрежении социально-экономическими издержками реформ. Беларусь выбрала путь эволюционной трансформации при активной регулирующей роли государства, сохранении существовавшего экономического потенциала, ориентации на социальную защищенность населения.

В качестве основных характеристик современного состояния экономики России можно выделить:

·      многоукладность экономики;

·      формирование конкурентной среды;

·      подчинение объема и структуры производства платежеспособному спросу;

·      формирование рыночной инфраструктуры (банки, фондовый рынок, рынок недвижимости, институт банкротства, страхование);

·      финансовая стабилизация;

·      крах множества предприятий;

·      значительное социальное расслоение населения, проблема бедности.

Для экономики же Беларуси характерно следующее:

·      сохраняющееся преобладание государственного сектора в экономике;

·      сохранение существовавшей до 1990-х годов структуры экономики, подавляющего большинства предприятий;

·      жесткое государственное регулирование многих сторон экономической деятельности предприятий вне зависимости от их формы собственности;

·      планирование темпов экономического роста, административные требования обеспечения предприятиями ежегодного прироста объемов производства;

·      неразвитость (а иногда и отсутствие отдельных элементов) рыночной инфраструктуры;

·      высокая инфляция;

·      попытки поддержания в принудительном порядке социального равенства.

Состояние отдельных основных сфер социально-экономического развития России и Беларуси можно рассмотреть через призму отношений, связанных с приватизацией, развитием малого бизнеса, инфраструктуры рынка, взаимозависимостью и взаимопроникновением их экономик.

В России допускается приватизация земли и других природных ресурсов. Удельный вес акционированных предприятий превышает 70 процентов от общего их количества. В 2004 г. государство планирует завершить выход из компаний, в которых государству принадлежит менее 25% акций, предполагается продать 1050 федеральных государственных унитарных предприятий и 623 пакетов акций акционерных обществ. В 2005 г. планируется реализовать пакеты акций в размере от 25 до 50%, осуществить полный выход из секторов энергетического машиностроения, рыболовства, строительства и кинематографии. В 2006 г. государство планирует полностью выйти из капиталов предприятий авиационной промышленности, за исключением инфраструктурных объектов (портовые мощности и объекты обеспечения безопасности воздушного движения), а также из капитала предприятий химической, нефтехимической, рыболовной промышленности и геологической отрасли, ряда отраслей сельскохозяйственного производства. К 2008 году планируется завершить процесс приватизации.

В Беларуси недра, воды, леса, земли сельскохозяйственного назначения и другие природные ресурсы являются собственностью государства. Доля преобразованных предприятий составляет 33% от общего количества подлежащих приватизации государственных предприятий. Организации государственной формы собственности и с долей государственной собственности в уставном фонде составляют свыше 52% от общего количества организаций. Однако по действующему законодательству различаются процессы разгосударствления (преобразования предприятий в открытые акционерные общества) и приватизации (продажи предприятий, акций, других объектов государственной собственности). И если процессы разгосударствления еще идут, то в отношении приватизации можно говорить о ее сворачивании с 1997 года, а в настоящее время – о ее практическом приостановлении. С 1991 по 2002 год преобразовано 3670 государственных предприятий, из них 43% - в акционерные общества, 19,7% - выкуплены работниками и 37,3% - проданы по конкурсу или на аукционе.[1] За 2003 год сменило форму собственности еще 231 предприятие.[2] Как правило, по ряду причин в подавляющем большинстве акционерных обществ государство остается собственником контрольных пакетов акций.  В результате от 70 (по официальным данным[3]) до 80 (по оценкам экспертов[4], которые представляются более точными в связи с отнесением к частным хозяйственных обществ, имеющих значительную долю государства в уставном капитале[5]) процентов всех активов в экономике продолжает оставаться принадлежащими государству.

Уровень развития малого и среднего бизнеса можно охарактеризовать следующими цифрами[6]:

 

Страна

Количество предприятий МСБ на 1000 населения

Доля МСБ в общей численности занятых, %

Доля МСБ в ВВП, %

Россия

5,7

15

10

Беларусь

2,8

9

6

 

Развитие МСБ тесно связано с процессами приватизации, которая осуществлялась преимущественно в отношении небольших государственных предприятий. В настоящее время в торговле и общественном питании работает свыше 50% предприятий МСБ (в 1992 году – 23%), в промышленности – 20% (1992 – 25%), в строительстве – 10% (1992 – 22%), в науке – 1% (1992 – 8%). К основным причинам неразвитости МСБ можно отнести нестабильность законодательной базы, сильное государственное вмешательство в деятельность предприятий и административные барьеры, трудности с кредитованием, сложность и нестабильность налоговой системы, слабость судебной защиты. Процесс регистрации предприятия занимает не менее 2 месяцев и стоит около 400 долларов США.[7]

При рассмотрении инфраструктуры рынка необходимо отметить, что и в России, и в Беларуси финансово-банковская система находится на довольно низком уровне развития: кредитные институты не способны предоставить компаниям необходимый объем финансовых ресурсов, процентные ставки находятся на высоком уровне, нет эффективных механизмов кредитования.

Активы российских банков составили на начало 2002 года около 87 миллиардов долларов, объем кредитования реального сектора экономики в 2002 году – 50,7 миллиарда долларов. Накопленный иностранный капитал в экономике России составил на конец 1 полугодия 2003 года 48,3 миллиарда долларов (около 350 долларов на душу населения)[8].

Активы белорусских банков в конце 2003 года составляли около 4,1 млрд. долларов США. Банковская система слаба, насчитывает 30 банков и практически полностью находится под контролем государства (как посредством владения значительной долей собственности в большинстве крупнейших банков – доля государства в уставном капитале банков по системе в целом составляет около 80 процентов, так и посредством обслуживания тех программ и предприятий, на которые указывает государство). Банки практически не предлагают значительных ресурсов на длительные сроки. Потенциал банковской системы не адекватен промышленному: банки по международным меркам можно отнести в лучшем случае к средним, а многие предприятия – к крупным. Ресурсы крупнейшего банка страны составляют около 1,8, а следующей пятерки банков – от 0,2 до 0,5 млрд. долларов; собственный капитал этих 6 банков – от 30 до 250 млн. долларов, а всей банковской системы – около 780 млн. долларов.[9]

Потребность экономики Беларуси в инвестициях с 2002 по 2010 год официально оценивается в размере около 37 миллиардов долларов. Банковская система при существующей инвестиционной доле не способна предоставить больше 4,8 миллиардов долларов. Осенью 2003 года вклады населения в банки составляли около 0,9, а юридических лиц – около 1,4 миллиарда долларов.[10]

Рынок акций в Беларуси, в отличие от России, практически не функционирует из-за действующего с марта 1998 года запрета на отчуждение принадлежащих физическим лицам акций, приобретенных на льготных условиях или в обмен на приватизационные чеки. Основными видами ценных бумаг, обращающимися на рынке, являются векселя государственных энергетических организаций, используемые для осуществления взаимных расчетов предприятий.

На начало 2003 года в производстве хозяйственных судов Беларуси находились дела о банкротстве 1150 организаций, из которых только 91 или 7,9% была государственной (с государственной долей собственности). В то же время из 5923 белорусских государственных коммерческих организаций 61% признаны неплатежеспособными, 48% – устойчиво неплатежеспособными и 5% – потенциальными банкротами (стоимость имущества не покрывает величину обязательств)[11].

Основу экономики Беларуси до настоящего времени составляют неэффективные предприятия. Удельный вес убыточных предприятий в их общем количестве стабильно держится на уровне около 45%. Кредиторская задолженность белорусских предприятий превысила дебиторскую более чем на 33%, более 60% предприятий имеют просроченную кредиторскую задолженность.

Промышленный потенциал продолжает деградировать: износ активной части основных производственных фондов составляет более 80% и увеличивается ежегодно в среднем на 3-5%. Более 50% использующихся технологий имеют возраст свыше 15 лет, 80% технологий относятся к традиционным и только 10% - к высоким.[12] Промышленность Беларуси характеризуется высокой степенью концентрации: 90% объема ВВП формируется 350 предприятиями. Большинство из них проектировалось для обслуживания потребностей экономики всего СССР. До 2000 года высокие объемы производства пытались поддерживать за счет эмиссионного кредитования, что вызвало гиперинфляцию и в конце концов вынудило отказаться от этой политики. В настоящее время потребность в инвестициях ряда крупнейших предприятий (МТЗ, МАЗ, Горизонт) оценивается в размере 150-300 миллионов долларов. Избыточная занятость в промышленности составляет 25-30%, а на отдельных предприятиях достигает 50%.[13]

Налоговая нагрузка на экономику Беларуси составляет около 42%. Наиболее высок уровень налоговой нагрузки таких отраслях, как связь (27 % к объему реализованной продукции), строительство (23%), транспорт (21%). Наибольшая часть налоговых поступлений приходится на косвенные налоги, доля которых в доходах бюджета увеличилась с 41,7% в 1993 году до 55,8% в 2001 году. Доля прямых налогов за этот период уменьшилась с 38,9% до 28,1%.[14]

В результате отсутствия внутренних источников инвестиций и неблагоприятного инвестиционного климата для внешних инвестиций, нежелания государства поделиться собственностью (и, следовательно, потерять экономическую власть) доля инвестиций в основной капитал в ВВП Беларуси упала с 21,7% в 1990 году до 16,6 в 2002 году.[15] Накопленный иностранный капитал в экономике Беларуси составил, в соответствии с отчетом ООН World Investment Report 2003, 1,6 миллиарда долларов (около 160 долларов на душу населения).

Отказ по политическим соображениям от реструктуризации предприятий и прямых иностранных инвестиций не может в таких условиях длиться достаточно долго.

Беларусь традиционно работала в качестве "сборочного цеха" Советского Союза. Когда в начале 1990-х годов встал вопрос о путях развития экономики, выбора рынков, на которые необходимо ориентироваться, был сделан выбор в сторону России. В результате географически структура экспорта и импорта Беларуси осталась ориентированной на Россию, что иллюстрируется следующими данными[16]:

 

Показатели

Годы

2000

2001

2002

1 полугодие

2003

Экспорт в Россию, миллиардов долларов

3,7

4,0

4,1

2,1

Удельный вес в общем объеме экспорта, %

50,7

53,2

50,0

46,0

Импорт из России, миллиардов долларов

5,6

5,3

5,8

3,5

Удельный вес в общем объеме импорта, %

64,8

65,4

65,0

67,2

Сальдо

-1,9

-1,3

-1,7

-1,4

 

Таким образом, зависимость экономики Беларуси от экономики России остается чрезвычайно высокой при существовании отрицательного сальдо торгового баланса. В последнее время стала ухудшаться структура экспортно-импортных операций, что можно связать с падением конкурентоспособности продукции ряда устаревающих белорусских отраслей и повышением цен на нефть и газовый конденсат – основные статьи импорта (с средней цены 68 долларов за тонну в 1 квартале 2002 до 142 долларов за тонну в 1 квартале 2003[17]). Отрицательное сальдо в торговле с Россией достигло в 2002 году 12% ВВП.

В 2002 году 42,2% экспорта белорусских товаров осуществлялось в Москву, 8,1% - в Московскую область, 7,6% - в Санкт-Петербург. Импорт товаров осуществлялся: 36,9% - из Тюменской области, 33,2% - из Москвы[18].

Отдельные социально-экономические показатели развития Беларуси и России за 2002 год представлены в следующей таблице[19]:

 

Показатели

Беларусь

Россия

Европейский Союз

1. Номинальный ВВП на душу населения, долларов

1440

2390

25130

2. Номинальный ВВП по паритету покупательной способности на душу населения, долларов

 

8200

 

9100

 

25000

3. Темп роста реального ВВП, %

4,7

4,3

0,8

4. Средняя заработная плата, долларов

107

141

1500

5. Прожиточный минимум, долларов

50

62

6. Официальный уровень безработицы, %

2,7

1,7

8,3

7. Прирост потребительских цен, %

34,8

15,1

2,2

8. Прирост цен на продукцию производственно-технического назначения, %

 

42,7

 

17,1

 

-0,1

9. Девальвация по отношению к долларов, %

21,5

9,0

-12,0

10. Номинальная ставка по кредитам банков, %

36,1

15,7

6,2

11. Реальная расчетная ставка по кредитам банков, %

 

1,0

 

0,5

 

3,9

12. Номинальная ставка по банковским депозитам, %

 

26,0

 

5,0

 

2,9

13. Реальная расчетная ставка по банковским депозитам, %

 

-6,5

 

-8,8

 

0,6

 

Приведенные данные говорят о слабости белорусской экономики по сравнению с экономикой России, однако подтверждают ее большую близость к ней, чем, скажем, к экономике стран Европейского Союза.

Представленная ниже таблица показывает динамику изменения удельного веса продукции различной степени наукоемкости (по классификации ОЭСР) в общем объеме экспорта и импорта Беларуси в разрезе стран СНГ и остального мира[20].

 

Наукоемкость продукции

Удельный вес в общем объеме по годам, %

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Экспорт из Беларуси в страны вне СНГ

1. Высокая и выше средней

28,6

28,1

19,5

21,1

14,5

13,6

12,6

2. Ниже средней и низкая

48,6

49,3

56,8

56,5

65,2

69,9

70,5

3. Прочие товары

22,8

22,6

23,7

22,4

20,3

16,5

16,9

Экспорт из Беларуси в страны СНГ

1. Высокая и выше средней

34,5

36,4

35,0

39,0

35,4

36,8

35,9

2. Ниже средней и низкая

39,5

41,9

39,9

35,9

39,0

36,4

37,4

3. Прочие товары

26,0

21,7

24,1

25,1

25,6

26,8

26,7

Импорт Беларуси из стран вне СНГ

1. Высокая и выше средней

30,8

27,6

25,6

24,3

27,4

29,0

28,2

2. Ниже средней и низкая

35,2

39,0

33,7

38,5

35,3

30,0

28,4

3. Прочие товары

34,0

33,4

40,7

37,2

37,3

41,0

43,4

Импорт Беларуси из стран СНГ

1. Высокая и выше средней

15,9

17,2

17,6

17,1

13,6

14,2

13,6

2. Ниже средней и низкая

31,4

31,4

31,5

32,5

31,1

32,7

34,2

3. Прочие товары

52,7

51,4

50,9

50,4

55,3

53,1

52,2

 

Эти данные свидетельствуют об устойчивом снижении конкурентоспособности продукции белорусских предприятий на мировом рынке и относительно стабильном их положении на рынках стран СНГ (в основном, России, на долю которой приходится около 90 процентов торговли Беларуси со странами СНГ). В составе импорта из стран вне СНГ также наблюдается снижение доли наукоемкой продукции за счет увеличения импорта не классифицируемых по уровню наукоемкости прочих товаров. В то же время, структура импорта из стран СНГ по этой классификации остается относительно постоянной.

Таким образом, экономика Беларуси тесно связана с экономикой России. Большая часть продукции таких гигантов белорусской промышленности, как МАЗ, МТЗ, Атлант, Интеграл, Горизонт, Витязь, Полимир, Керамин и многих других реализуется в России, из России поступают сырье, материалы и топливно-энергетические ресурсы, необходимые для работы не только этих предприятий, но и большей части экономики страны в целом. На покупку энергетических ресурсов Беларусь расходует около 1,5 миллиардов долларов в год (около 10% от ВВП). В структуре топливного баланса страны российский газ составляет около 80%, на нем производится 95% белорусской электроэнергии. Импорт газа из России с 1995 до 2003 года увеличился на 30% и составляет 16 миллиардов кубических метров в год, в следующие 10 лет прогнозируется увеличение его потребления экономикой страны в 1,6 раза.

Фактически Беларусь осталась единственной страной, основные экспортные и импортные рынки которой находятся в государствах СНГ и, прежде всего, в России, что означает безальтернативную привязку ее экономики к экономике России и невозможность обеспечивать развитие за счет инвестиционного импорта из других стран, а также экспорта своей продукции в эти страны.

В то же время, в торговле с Россией Беларусью осуществляются различные меры тарифного и нетарифного регулирования, ограничивающего конкуренцию со стороны российских предприятий в отношении муки, крупы, пива, пивоваренного ячменя, маргарина, алкогольных и табачных изделий. Применяется квотирование поставок на внутренний рынок и продажи продукции белорусских предприятий. Для торговых предприятий и предпринимателей устанавливаются требования о продаже не менее 70% продукции белорусских производителей.

Государством в Беларуси осуществляется поддержка (льготное кредитование, целевое финансирование из бюджета, предоставление таможенных льгот, льгот по уплате налогов, отсрочка уплаты задолженности по платежам в бюджет) значительного количества предприятий в таких отраслях, как машиностроение, топливная, химическая, пищевая и легкая промышленность, электроэнергетика, сельское хозяйство.[21] На поддержку экономики в 2003 году республиканским бюджетом предусматривалось направить 17,7% всех его расходов.[22]

Особое значение в настоящее время придается предстоящему с 1 января 2005 года переходу Беларуси на использование российского рубля в качестве единой валюты Союзного государства.

Практика монетарной независимости Беларуси показала, что возможности использования девальвации национальной валюты в целях поддержания ценовой конкурентоспособности товаров белорусских производителей ограничены. За годы независимости девальвация белорусского рубля по отношению к советскому составила около 40 миллионов раз, а российского – около 60 тысяч, что не привело к адекватному разрыву в уровне цен и оплаты труда. Инфляция препятствует развитию как предприятий, так и домашних хозяйств. Россия в настоящее время идет по пути укрепления национальной валюты, имея для этого соответствующие резервы в количестве 5,8-месячного объема импорта. Аналогичный показатель для Беларуси составляет 0,5 месяца. Переход на российский рубль позволит избежать затрат на поддержание стабильности национальной валюты, прикрыться экономической мощью России. Ориентированность экспорта на самые богатые регионы России позволит поддерживать ценовую конкурентоспособность белорусских товаров.[23]

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о наличии трех основных сценариев дальнейшего развития ситуации:

1.    Интеграция Беларуси в Российскую Федерацию с переходом на российский рубль в качестве единой валюты. Это неизбежно обусловит проведение реальных рыночных реформ, а затем переход (посредством приватизации или банкротства) большинства предприятий и банков в собственность представителей российского капитала.

2.    Коренное рыночное реформирование социально-экономической системы Беларуси с одновременным сближением с Европейским Союзом, при его политической и финансовой поддержке.

3.    Продолжение строительства рыночного социализма с постепенным проеданием и продажей национального богатства. Очевидно, что этот сценарий через некоторое время неизбежно приведет к реализации какого-то из двух первых вариантов.

 

Представляется, что экономика Беларуси подготовлена к поглощению ее российским капиталом, практически уже осуществляется реализация первого сценария.

Основные экономические последствия для ведения бизнеса в Беларуси и для белорусских предприятий можно рассматривать с двух сторон.

Положительные последствия:

-        упрощение процедур открытия новых предприятий;

-        уменьшение степени административного государственного контроля и регулирования экономической деятельности;

-        стабилизация экономической политики;

-        возможность приобретения государственной собственности вместо создания (строительства) собственной, что может снизить затраты и уменьшить время выхода на рынок;

-        стабильность денежной единицы;

-        более дешевые сырьевые ресурсы, повышающие конкурентоспособность продукции;

-        создание лучших условий для торговли на территории России и сокращения торговых издержек.

Отрицательные последствия:

-        лишение большинства предприятий возможности получения финансовой поддержки государства;

-        устранение тарифных и нетарифных барьеров, вызывающее усиление конкуренции со стороны российских производителей;

-        более жесткая кредитно-финансовая политика приведет к банкротству большого количества предприятий и ликвидации части из них;

-        недостаток собственных и государственных ресурсов приведет к поглощению многих предприятий и банков российским капиталом.

 



[1] Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2003 (Стат.сб.) Минстат Республики Беларусь – Мн., 2003. –  С.552.

[2] Маненок Т. Выполнить любой ценой // Белорусский рынок. – 2004. - №5. – С.18.

[3] Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2003 (Стат.сб.) Минстат Республики Беларусь – Мн., 2003. –  С.303.

[4] Быкова Т.П. Совершенствование управления государственной собственностью как условие развития малого предпринимательства // Белорусский экономический журнал. – 2003. - №2. - С.62.

[5] Более 83 процентов от общего количества акций, находящихся на хранении в "Республиканском центральном депозитарии по ценным бумагам" по состоянию на 1 января 2004 года, находилось в государственной собственности. (Депозитарий заводит сайт // Белорусский рынок. – 2004. - №5.С.12.)

[6] Дорина Е.Б. Особенности проведения рыночных реформ в РФ и РБ // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2003. - №1. - С.20-21.

[7] Быкова Т.П. Совершенствование управления государственной собственностью как условие развития малого предпринимательства // Белорусский экономический журнал. – 2003. - №2. - с.62.

[8] Вестник Русского экономического общества. - №100. – 10.10.2003г. - http://www.ress.ru/

[9] Итоги деятельности белорусских банков за 3 квартала 2003 г. // Белорусский рынок. - 2003. - №48. - с.24.

[10] Дмитракович Ф.А. Международная конкурентоспособность экономики Беларуси // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. - 2003. - №5. - С.12.

[11] Гарантировать стабильное развитие предпринимательских отношений // Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь. – 2003. - №21.

[12] Дмитракович Ф.А. Там же, С.11.

[13] Ковтуненко А.Н. Возможные пути обеспечения трансформации и эффективного развития экономики РБ // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. - 2003. - №8. - С.13.

[14] Шулейко О.Л. Влияние налоговой политики на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования // Белорусский экономический журнал. – 2003. - №2. - С.85-86.

[15] Ярмолович М.В. Инвестиционная и макроэкономическая роль амортизации в процессе воспроизводства // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2003. - №8. - С.39; Шулейко О.Л. Влияние налоговой политики на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования // Белорусский экономический журнал. – 2003. - №2. - С.85.

[16] Гуцол Н.П. Экспорт и импорт товаров в РБ: анализ на основе индексов внешней торговли // Белорусский экономический журнал. – 2003. - №2. - с.66; Маненок Т. Нелюбовь к конкурентам // Белорусский рынок. - 2003. - №37. - С.23.

[17] Гуцол Н.П. Там же, С.74.

[18] Статистические материалы // Белорусский экономический журнал. – 2003. - №2. - С.151.

[19] Крылович И. Взвешивая риски. БР 36(569)/2003, С.21, 25.

[20] Статистические материалы // Белорусский экономический журнал. – 2003. - №2. - С.159.

[21] Ракова Е. Любителям дотаций придется туго // Белорусский рынок. - 2003. - №25. - С.26.

[22] Закон Республики Беларусь от 28.12.2002г. №170-З "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 30.12.2002. - №2/918.

[23] Крылович И. Взвешивая риски // Белорусский рынок. - 2003. - №36. - С.21, 25.